«Океанариум и здания в 40-50 этажей появятся в «Крокус Сити»

«Океанариум и здания в 40-50 этажей                       появятся в «Крокус Сити»
03.03.2015
Crocus Group планирует открыть в «Крокус Сити» океанариум площадью 12 тыс. кв. м с разными климатическими зонами России, а также построить там 13 зданий высотой в 40-50 этажей. Об этом, а также о том, как решить проблему пробок в Москве, почему 400 км железных дорог для мегаполиса - это много, и за какими зданиями будущее столицы, рассказал в интервью Агентству городских новостей «Москва» президент Crocus Group Арас Агаларов.

Агентство «Москва» (А.М.): На каком этапе сейчас находится строительство торгово-развлекательного центра Vegas в Немчиновке?

Арас Агаларов (А.А.): Вся площадка, где мы строим Vegas, находится на болоте, на данный момент мы ее очищаем от пятиметровой черной жижи. Вся ливневка - 200 га с МКАД и прилегающих территорий - сливалась сюда без очистных сооружений, это была большая помойная яма. Теперь надо все это выгрести, поставить очистные сооружения, очистить не только свою территорию, а еще то, что идет с МКАД, все вокруг себя привести в порядок. Уже положена фундаментная плита, частично заказан металл и будем продвигаться дальше. Мы все делаем одновременно – на одном участке замещение грунта, под ним делается дренажная система. В общем, третий Vegas на 280 тыс. кв. м уже строится, и, я думаю, что к концу I квартала 2017 г. мы сможем его закончить, если ситуация не ухудшится.

А.М.: Вы имеете в виду экономическую ситуацию?

А. А.: Да. Я даже не говорю про улучшения. Та ситуация, которая сегодня есть, мы даже в ней можем жить, но если будет еще хуже, то тогда уже сложновато будет.

А.М.: Какое количество средств вы планируете потратить на инфраструктуру Немчиновки и прилегающих окрестностей? Изначально не планировалось проводить там канализацию?

А.А.: Немало. На нашей территории были протоки, где собиралась вся грязь, сейчас мы уже поставили очистные сооружения и проложили коллектор, который эту очищенную воду выводит в водоем, в который ранее выливалась грязь.

А.М.: Расскажите про «визитную карточку Московской области» - «Крокус Сити». Какие еще здания вы планируете построить на этом объекте?

А.А.: Два здания уже строятся. Первое – это небольшой офисный центр, который будет между «Vegas Крокус Сити» и метро. Здесь мы построим рукав, соединяющий станцию метро «Мякинино» с «Крокус Сити». Люди, выйдя из метро, смогут идти не по улице. У нас сейчас от третьего «Экспо» до «Твоего дома» можно идти по коридору на уровне второго-третьего этажа. Я планирую продолжить эту практику для городов с холодным климатом, чтобы можно было комфортно передвигаться по территории и даже пройти в метро. Так что здесь будет такая территория 100 га, где можно перемещаться по всем зданиям, не выходя на улицу. Я думаю, в этом году мы его закончим. А всего у нас запланировано 13 зданий. Они высотой в 40-50 этажей, поскольку, я считаю, что строить выше смысла нет.

А.М.: Почему?

А. А.: Потому что даже на 44 этажа надо строить 22 лифта в башенной части и штук восемь в стилобатной, то есть 30 лифтов. Когда вы строите 60 этажей, то надо уже 30 лифтов в башенной части, если 80 этажей – 40 лифтов. Во-первых, лифты очень дорого стоят – в таком здании они составляют чуть ли не 5% стоимости, а, во-вторых, все эти лифты съедают пространство. Поэтому это оправдано в таких местах как Манхеттен, Токио, Гонконг – где земля очень дорогая. Гектар на Манхеттене стоит порядка 500 млн долл., а у нас в центре Москвы, условно 10 млн долл. Поэтому имея такую землю, идти 100 этажей в высоту, где очень сложные эвакуация, противопожарная безопасность – это бессмыслица. Я считаю, что оправданный предел - это 40-50 этажей. Вот сейчас мы строим офисное здание 158 тыс. кв. м. Сделано свайное основание – 400 свай 25 м глубиной и 1,2 м в диаметре и над ними плита двухметровая. Сейчас мы накрыли плиту матами, включили прогрев и дальше пойдет строительство наверх. Я думаю, что это здание мы построим через 2,5 года. Здесь, вдоль набережной, будет гостиница Holliday Inn на 1 тыс. номеров и жилое здание. Как только люди освободятся от подготовки к строительству офисного здания, мы перекинем их сюда. Точных сроков я сейчас не назову, но ни одно наше запланированное строительство не остановлено. Кроме того, мы сейчас строим океанариум на 12 тыс. кв. м, он примыкает к «Vegas Крокус Сити» и «Крокус Сити Моллу», и, я думаю, мы его откроем к концу года. В нем будут представлены интересные аквариумы с рыбами из климатических зон, характерных для России.

А.М.: Насколько экономически выгодно сейчас строить новые здания?

А.А.: Мы первый Vegas тоже строили в период экономического кризиса, в 2008 г., и сейчас строим в период кризиса. Но если останавливаться в период каждого кризиса, то мы так ничего и не построим. Это, кстати, не только меня касается, но и страны в целом. Что такое строительство? Это рабочие места, рубль, потраченный на стройке, тянет за собой 10 руб. в смежных производствах строительной индустрии, это щебеночные и песочные карьеры, арматура, металл, отделочные материалы, стекло и так далее, это налоги в бюджет. Поэтому я считаю, что кризис надо преодолевать массированным строительством, а не сидеть и ныть, что цена на нефть и так далее. Всю жизнь будем сидеть и смотреть, когда цена на нефть изменится?

А.М.: Планируете ли вы участвовать в каких-нибудь конкурсах по строительству?

А.А.: У нас неудачный опыт участия в конкурсах. Нас все время снимают как не имеющих опыта. Поэтому мы решили в дальнейшем не участвовать. Причем нас, к сожалению, с конкурсов снимают, а самые сложные объекты правительство России поручает нам. Это был Владивосток и сейчас два стадиона в Ростове-на-Дону и Калининграде. В Ростове мы строим стадион на берегу реки, на бывшей подтопляемой территории, насыпной грунт до 6 м. В этом году мы начали бить 15 тыс. сдвоенных свай до 28 м, на сегодняшний день забили 5 тыс. сдвоенных свай. Калининград еще хуже, там вообще топи глубиной до 50 м. На этих топях между двумя реками надо забуривать сваи 1,2 м диаметром до 45-50 м длиной и таких свай надо забурить 100 км.

А.М.: И сколько стоит этот проект?

А.А.: Ростовский – более 18 млрд 742 млн руб., а по сегодняшнему курсу - это около 300 млн долл. Если вы сделаете анализ всех построенных стадионов за последнее время в тех странах, где есть снеговая загрузка, и по требованиям FIFA, то ниже 450 млн долл. никто не строил стадионы. Если нет снеговой нагрузки, то это принципиально другой стадион, потому что ты делаешь навес, натягиваешь виниловую пленку и все. А как только появляется снеговая и ветровая нагрузки – а это 200 кг снега на квадратный метр плюс консоль, нависающая над трибунами до 70 м - то там будет не 3 тыс. тонн металлоконструкций, а сразу 10-12 тыс. тонн. Значит, под них надо строить соответствующие фундаменты еще и с учетом того, что Ростов - сейсмическая зона. Поэтому, я считаю, что за такие деньги стадион построить практически невозможно.

А.М.: В прошлом году вы объявили о том, что планируете построить в Москве башню совместно с Дональдом Трампом. Как проходят переговоры, на каком этапе вы сейчас находитесь?

А. А.: Переговорный процесс идет, башня, скорее всего, будет жилой, если будет. Мы, на самом деле, в этом году еще не общались. До нового года у него настроение было не отменять проект, в новом году посмотрим, может быть, что-то изменилось.

А.М.: Вы расширяли МКАД у «Крокуса», и сейчас власти могут обязать всех владельцев торговых центров делать такие развязки. Насколько это экономически затратно?

А. А.: Это недешево, конечно, потому что надо разгонные полосы делать, которые в зависимости от скоростного режима колеблются от 300 до 500 м, и расширение полос. Так что это обходится в десятки миллионов рублей. Мы везде, где строим, думаем о въезде-выезде. Сейчас мы собираемся построить эстакаду от Звенигородского шоссе до Крокус Сити, которая бы шла параллельно МКАД. Также планируем построить здесь выезд на старую Волоколамку, потому что вечером, если людям надо выехать из «Крокус Сити» и поехать в сторону Ленинградского шоссе, им приходится делать разворот на Строгинской развязке. Чтобы это исключить, мы дадим возможность выехать по мосту, который будет дублировать метромост, и въехать на старую Волоколамку, либо поехать в центр по достаточно незагруженной дороге. Сейчас мы занимаемся проектированием этих объектов. «Крокус» удобен тем, что стоит на противоходе. Когда вы утром едете сюда на машине, основной поток идет в центр, поэтому вы быстро проскакиваете по пустой дороге, то же самое происходит и вечером, когда вы возвращаетесь в центр города. Вот если бы вокруг Москвы были бы такие объекты, которые обеспечивают рабочие места и какие-то центры притяжения, то в Москве не было бы такого центробежного движения, а был бы противоход. Наш пример показывает, что именно в этом направлении надо двигаться.

А.М.: Какова вообще цена подобных сооружений?

А.А.: Недавно мы построили мост через Павшинскую пойму. 435 м – это 1 млрд руб. Строили этот мост по поручению губернатора Московской области вскладчину – пять организаций по 20%. Пока мы дали свои 200 млн руб., нам дали еще 400 млн руб., и еще 400 млн руб. мы ждем.

А.М.: Что вы можете предложить Москве и области для улучшения инвестиционного климата?

А.А.: Можно рассмотреть примеры Китая, Америки. Например, в Китае строится 1,6 млрд кв. м жилья в год, в Америке строится 300 млн кв.м. То есть даже в такой стране как Китай, где население не очень обеспечено, все равно строят квадратный метр на человека в год. В Америке, понятное дело, строят квадратный метр на человека в год, потому что у них сейчас есть 50 кв. м на человека – либо это замещение старого жилья, либо новое жилье. У нас сейчас 18 кв. м на человека в среднем по стране, и, если представить сколько из них ветхого жилья, бараков, подвалов и так далее, то можно понять, что у нас нормального жилья, условно говоря, - 10 кв. м на человека. То есть мы отстаем от Америки в пять раз, а от Европы раза в три с половиной. Поэтому у нас должна стоять задача строить по одному квадратному метру жилья на человека в год. Я считаю, что у нас должна быть разнарядка между мэром и губернаторами, в которой они должны иметь план. Если в регионе находится 10 млн жителей, необходимо предоставить площадки под застройку в расчете 10 млн кв. м в год. Тогда появится дешевое жилье. Есть опасность, что останется невыкупленное жилье, но как только оно появится, все сразу начнут думать, как стимулировать ипотеку. Строительный комплекс и индустрия, которые должны обеспечить такое количество жилья, будут полностью загружены, потому что 150 млн кв. м жилья – это в два с половиной раза больше, чем строится на настоящий момент. Кстати, Московская область сейчас строит больше чем 1 кв. м на человека в год. Понятно, что Москва и область – это специфические города и им, может быть, такие планы ставить не надо, но ведь это не вся страна. Так что цифра 150 млн кв. м в год была бы уместна для России, и у нас резко бы изменилась ситуация с доступностью жилья, уже никто не будет предлагать его по 100-150 тыс. за метр. Появятся квартиры с отделкой, не надо будет никого уговаривать – стройте дома с ресторанами, магазинами, детскими садами и школами, будет понятно, что без этого это жилье никто не купит. Все отрегулируется автоматически. Чтобы обеспечить низкую стоимость жилья, эти площадки должны быть разработаны не застройщиком, а самим городом или регионом. Есть же отделы архитектуры при каждом городе и губернаторе. Они должны создать генплан, концепцию под этот генплан, рассчитать дороги, коммуникации с бесплатным подключением за счет естественных монополий. Когда все это будет, тогда появится реальная конкуренция и реальные застройщики, которые будут разбирать участки под застройку того или иного объекта, в том числе и магазинов, и, может быть, детских садов. Сегодня детский сад и школа – это тоже бизнес. Все это возможно, если будет создана планомерная четкая работа. Я думаю, это даже не совет, а рецепт как это можно сделать.

А.М.: Многие архитекторы сейчас спорят о том, как должна развиваться Москва и область. За какими зданиями, по вашему мнению, будущее Москвы?

А.А.: Город, естественно, должен строиться в высоту. Всякие таунхаусы – это дорого. Когда вы строите низкоэтажное жилье, надо понимать, что это еще и противопожарные проезды, километры дорог, с которых надо убирать снег, чистить их и тому подобное. Поэтому город должен строиться в высоту. А если у вас много земли – сделайте там парк, стадион, теннисный корт, зачем все заставлять зданиями? В высоту строить всегда дешевле. Когда вы строите 12-этажный дом или двухэтажный, то двухэтажный за квадратный метр будет в любом случае дороже – это знает любой строитель. Что касается развития Москвы, то я четко убежден, что девять железнодорожных вокзалов – это много, 400 км железных дорог в центре города – тоже многовато. Зачем в одной точке три вокзала? Например, в Нью-Йорке один вокзал, в котором два уровня железнодорожных платформ, и этот вокзал вообще никто не видит, потому что над ним стоит здание. Там целый подземный город – поезда где-то в районе 145 улицы, под землю идут уже под Манхеттеном. Почему мы не можем вместо трех вокзалов оставить один модернизированный? Причем это просто реализовать технически – перекоммуницировать: один вокзал полностью перестроить и модернизировать и на него завести все поезда с трех вокзалов, тогда можно будет хотя бы одну железнодорожную ветку разобрать и превратить ее в автомобильную дорогу. Причем город этого не почувствует – строительство дороги будет вестись на железнодорожном полотне. Например, на Рижском вокзале не так много поездов, но существует целая структура его обслуживания. Сами вокзалы сносить не надо – это памятники архитектуры, очень красивые здания, их можно превращать в какие-то музеи и так далее. Понятно, что в ответ скажут, что «мы возим людей на электричках» и т.п. Но ведь сама электричка стоит во много раз дороже автобуса. Автобус стоит порядка 5-6 млн руб., а вагон электрички - около 40 млн руб. Моя позиция и идея заключаются в том, что Москве надо добавить 3-4 радиальных исходящих магистралей. Почему нельзя, не мешая никому, над железной дорогой построить эстакаду и продублировать какие-то сильно загруженные дороги, типа Ярославского шоссе, Шоссе Энтузиастов и т.п? Причем не надо их упирать в МКАД, их надо дальше тащить и выводить в те населенные пункты, которые сильно загружены. Представляете, что такое 400 км новых автомобильных эстакад в Москве? Это сразу решение вопроса пробок в столице!

А.М.: Ну, ситуация сегодня непростая - многие застройщики отказываются от своих идей и планов. Кстати, в связи с экономическим кризисом стало ли у вас меньше арендаторов?

А.А.: Такая проблема не только у нас, она касается всех. Курс взлетел, продажи упали, объем торговли уменьшился. Да, есть такие вопросы, и каждый решается в отдельном порядке.

А.М.: Но, тем не менее, вы продолжаете строить. Не может ли это негативно отразиться на финансовом состоянии компании?

А.А.: Может, конечно же, может. Когда вы едете на машине, есть риск попасть в ДТП, но вы ведь не боитесь, едете. Так же и мы – не боимся, строим.


Источник